Хореографический кружок "Искорка"

 .

Программа занятий

Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей.   

             Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют  его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми.

             На занятиях хореографией дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др.

             Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.

             Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие способности,  заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.

             Существующие программы музыкально-ритмического воспитания не имеют прямого отношения к хореографии, т.е. раздел ритмические движения является лишь частью программы музыкального воспитания. Поэтому и возникла потребность создать программу по хореографии, где танцевальное искусство охватывается в широком диапазоне, тщательно отбирая из всего арсенала хореографического искусства то, что доступно детям 4-5  лет.

             Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее отличительными особенностями является: - активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий.

             Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм. 

1.2. Цели программы:

Образовательная цель программы:  привить интерес дошкольников к хореографическому искусству, развить их творческие способности, посредством танцевального искусства.

  1. Воспитательная цель программы: профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка.
  2. Развивающая цель программы:  развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности; воспитание единого комплекса физических и духовных качеств: гармоническое телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артистизм и благородство.

1.3 Задачи обучения и воспитания:

Приоритетные задачи: развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки.

Основные задачи:

I. Развитие музыкальности:

-        воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения;

-        обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными произведениями;

-        развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, передавать основные средства музыкальной выразительности: темп — разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику, метроритм;

-        развитие способности различать жанр произведения — плясовая (вальс, полька,   современный танец); песня (песня-марш, песня-танец и др.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.

-        обучить танцевальному этикету и сформировать умение переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни.

           II.  Развитие двигательных качеств и умений:

-        обеспечить формирование и сохранение правильной осанки ребёнка, рук, ног и головы.

-        укреплять мышечный корсет средствами классического, современного и народного танцев, воспитывать культуру движения.

-        увеличить период двигательной активности в учебном процессе, развить потребность двигательной активности как основы здорового образа жизни.

-        выработать эластичность мышц, укрепить суставно-связочный аппарат, развить  силу и ловкость.

-        воспитывать дисциплинированность, чувство долга, коллективизма, организованности.

-        развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений:

Основные:

  • ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, «с каблучка», вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, «гусиным» шагом, с ускорением и замедлением;
  • бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег;
  • прыжковые движения — на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок «легкий» и «сильный» и др.;
  • общеразвивающие  упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность);
  • упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног;
  • имитационные движения различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды — « в воде», «в воздухе» и т. д.);
  • плясовые движения элементы народных плясок и детского танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.

          III . Развитие творческих способностей:

  • развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
  • формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;
  • развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.

  IV. Развитие и тренировка психических процессов:

  • тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов — умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения — по фразам;
  • развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления — на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т. д.);
  • развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т. д., разнообразные по характеру настроения.

          V. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

-        воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам;

-        воспитание потребности научить детей тем упражнениям, которые уже освоены; умение проводить совместные игры-занятия с детьми;

-        воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий;

-        воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых.

При разработке программы учитывались следующие нормативные акты:

-        ФГОС дошкольного образования

-        Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

-        Приказ  Минобразования Р.Ф. от 11.02.2002. № 393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

-        Постановление Главного государственного санитарного врача Р.Ф. от 26.03.2003. № 24 «О введении в действие санитарно – эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03».

-        Письмо Минобразования Р.Ф. от 02.06.98. № 89/34-16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий».

-        Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

-        Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

-        Положение об организации работы кружков в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детского сада МБДОУ «Детский сад №85»

             Программа способствует обновлению содержания дошкольного образования. Работа по данной программе формирует у дошкольников навыки танцевальной техники, превышающие базовую образовательную программу, а также нравственно-волевые качества личности: настойчивость в достижении результата, выдержку, умение контролировать свои движения, действовать в коллективе. Программа обеспечивает укрепление физического, психического и психологического здоровья детей.

1.4 Принципы программы:

Принцип сознательности и активности предусматривает сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении танцевальными движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу.

Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных движений.

Принцип доступности и индивидуальности  (учет возрастных особенностей, возможностей ребенка, индивидуальный подход к каждому        участнику кружка.)

Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения танцевально-творческих заданий.

Принцип гуманности в воспитательной работе выражает:

  • безусловную веру в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка;
  • глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей;
  • создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения;

Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде.

Принцип постепенного повышения требований (выполнение ребенком все более трудных, новых заданий, постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузок.)

Принцип систематичности (непрерывность, регулярность занятий.)

Игровой принцип (занятие стоится на игре.)   Игра не только как средства разрядки и отдыха, а необходимость пронизать занятие игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. 

Принцип повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков.)

Принцип многократного повторения изучаемых движений в максимальном количестве всевозможных сочетаний. Длительное изучение и проработка небольшого количества движений дает возможность прочного их усвоения, что послужит фундаментом дальнейшего образовательного процесса.

1.5. Особенности развития детей дошкольного возраста 4 -5 лет.

             Занятия осуществляются с учетом возрастных особенностей детей.

На четвертом году формируется навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, дети учатся самостоятельно менять движения в соответствии с музыкой.

             Совершенствуются танцевальные движения, умение двигаться в парах по кругу, в танцах и хороводах, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения, подскоки.

              На 4 – 5 году жизни дети чувствуют смену контрастных частей музыки. Могут выполнить и усвоить небольшие музыкальные задания. Но они еще плохо ориентируются в пространстве, поэтому педагог учит двигаться в соответствии с ярко – контрастным характером музыки, в различном темпе реагировать на начало и окончание звучания музыки, исполнять простейшие движения, передавать несложные имитационные движения игровых образов (птички летают, лошади скачут, зайчики прыгают и т.д.)

              На пятом году жизни ребенок физически крепнет, становится более подвижным. Успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация движений в ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности: развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Появляются элементы творчества во всех видах детской деятельности.

              На 5 году жизни у детей уже есть опыт слушания, они могут узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки и некоторые средства музыкальной выразительности (динамика – громко, тихо; темп – быстрый, медленный). Движения становятся более ритмичными, четкими, согласованными с началом и окончанием звучания музыки. Дети выполняют более разнообразные движения (боковой галоп, движения парами, притоп одной ногой, выставление ноги на пятку и т.д.) и могут двигаться в соответствии с менее контрастным характером музыки.

1.6. Планируемые результаты освоения программы

     Знания, умения и навыки, полученные на занятиях, необходимо подвергать педагогическому контролю с целью выявления качества усвоенных детьми знаний в рамках программы обучения. Формами педагогического контроля могут быть итоговые занятия один раз в полугодие, открытые уроки, выступления, конкурсы, которые также способствуют поддержанию интереса к работе, нацеливают детей на достижение положительного результата. В познавательной части занятия обязательно отмечается инициативность и творческое сочинение танцевальных комбинаций учащихся, показанные ими в ходе занятия, анализа своего выступления и поиска решения предложенных проблемных ситуаций.

     Оценивая результат практической работы, а именно выступления детей, опираются на такие критерии: качественное исполнение танцевальных этюдов и танцев, общий эстетический вид исполнения, творческие находки и самостоятельность сочиненных комбинаций.

     Чтобы убедиться в прочности знаний и умений, эффективности обучения по данной образовательной программе проводится контроль:

Виды контроля:

-        фронтальный

-        взаимоконтроль

-        самоконтроль

-        индивидуальный

Формы контроля:

-        собеседование с детьми и родителями - постоянно

-        анкетирование детей и родителей – 1раза в год

-        открытые занятия

-        участие в праздниках по группам

-        участие в массовых мероприятиях

-        участие в концертной деятельности

-        участие в городском фестивале творческих коллективов

Прогнозируемые результаты

Программа предусматривает три этапа обучения:

  1. 1 квартал – начальный;
  2. 2 квартал – расширенный;
  3. 3 квартал – углубленный. 

     Начальный (1 квартал)

 На этом этапе ребенок получает первоначальные знания о хореографии, первоначальные исполнительские умения,   у   него   формируется творческий опыт работы с музыкой, закладывается фундамент для самостоятельной творческой деятельности. Главным результатом обучения являются:

1.укрепление в каждом ребенке веры в себя, свои возможности познавать и преобразовывать мир;

2.развитие у детей чувства красоты, радости от выступлений перед своими близкими,друзьями и другими людьми.

 Первый этап обучения:

  1. Ритмика, музыкальное движение и развитие эмоциональной выразительности;
  2. Хореографическая азбука;
  3. Подготовительные упражнения,
  4. Элементы классического танца,
  5. Элементы народного танца,
  6. Детские танцы.

Дети должны знать и уметь исполнять:

  1. Характер музыки, темп, ритм.
  2. Музыкальная выразительность.
  3. Постановка корпуса и поклон.
  4. Позиции рук и ног.
  5. Элементы классического, народного танца.
  6. Детские танцы.
  7. Соблюдать правила техники безопасности.

  2. Расширенный (2 квартал) На этом этапе происходит развитие потребности в творческой деятельности, закрепление и расширение знаний, полученных на первом этапе, через сочинение и выполнение танцевальных комбинаций, продолжается совершенствование умений и навыков в исполнении движений.

 Второй этап обучения:

  1. Пластика тела;
  2. Элементы классического и народного танца;
  3. Творческая деятельность;
  4. Элементы современного танца;

Дети должны знать и уметь исполнять:

  1. Отдельные танцевальные движения и танцевальные композиции;
  2. Выразительность  движения в соответствии с характером музыки;
  3. Изученные танцы;
  4. Анализировать выступления;
  5. Технику безопасности.

 Углубленный (3 квартал) 

Третий этап обучения способствует освоению большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений, разных по стилю и характеру; формирует у детей  познавательные мотивы учения, так как они видят конечный результат своей деятельности, который вызывает желание совершенствовать умения.

 Третий этап обучения:

  1. Основы дыхания в хореографии;
  2. Актерское мастерство;
  3. Историко-бытовые;
  4. Творческая деятельность;
  5. Современный танец.

  Дети должны знать и уметь исполнять:

 Основы актерского мастерства;

  1. Основы дыхания в хореографии;
  2. Историко-бытовые и бальные танцы;
  3. Современный танец;
  4. Создавать образы по собственному замыслу;
  5. Контролировать свои эмоции в процессе выступлений.

Главным результатом обучения являются:

 - укрепление в каждом ребенке веры в себя, свои возможности познавать и преобразовывать мир;

 - развитие у детей чувства красоты, радости от выступлений перед своими близкими, друзьями и другими людьми.

              В результате реализации данной образовательной программы дети должны знать:

  • виды танцев (классический, народный, современный);
  • танцевальную терминологию (поклон – книксен, реверанс, позиции ног и рук классического танца и т.д.);
  • музыкальные жанры (песня, танец, марш).
  • назначения отдельных упражнений танцевально - ритмической гимнастики.
  • взаимосвязь движения, ритма и музыки;
  • название основных музыкально-ритмических движений  и их элементов;
  • правила гигиены тела, тренировочной одежды;
  • правила сценического поведения.

          Дети должны уметь:

  • овладеть правилами поведения в музыкальном зале, умением ориентироваться в нем, выполнять простейшие построения и перестроения и комплексы упражнений под музыку;
  • освоить определенный запас  общеразвивающих и танцевальных упражнений;
  • красиво,  выразительно и ритмично двигаться в различных танцевальных темпах, передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок и  выражать  характер  танцевального  персонажа под музыку (веселый, грустный, лирический, героический и др.);
  • импровизировать на любую тему под различное музыкальное сопровождение;
  • дети без подсказки должны уметь выполнять все заученные ими движения и танцевальные комбинации;
  • понимать и различать музыкальные размеры и ритмы;
  • определять и использовать основные рисунки, направления в движении;
  • исполнять этюды, танцевальные композиции и танцы;
  • исполнять упражнения партерного экзерсиса;
  • красиво и правильно исполнять двигательные элементы;
  • быстро и чётко реагировать на замечания педагога;
  • координировать движения.
На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie